Путь, пройденный вексельным законодательством в дореволюционной России, отмечен принятием в 1729 г. первого российского вексельного устава. Если устав 1729 г. имел, как полагают, немецкое происхождение, то заменивший его столетие спустя устав о векселях 1832 г. основывался на векселе французского типа. Но уже вскоре после его принятия, а особенно после издания общегерманского вексельного устава 1847 г. стали созревать условия для очередного обновления вексельного законодательства в России. В значительной мере это было связано с введением общегерманским уставом нового типа векселя, вытеснившего французский. Особенности германского типа векселя выражались, в частности, в том, что он являлся абстрактным обязательством, "совершенно оторванным от своего основания", и обладал свойством пе-редаваемости, поскольку волей векселедателя не устанавливалось иное.
Новый устав о векселях России был утвержден 27 мая 1902 г. По характеристике Г. Ф. Шершеневича, Устав примыкал к германскому законодательству. "Главное отступление, — писал Шершеневич, — заключается в системе изложения: в то время как германское право излагает сначала правила о переводных векселях, а потом о простых, наш устав дает на первом месте положения о простых векселях, а на втором уже дополнительно о векселях переводных". Объяснялось это тем, что в России господствовал простой вексель.
Широкое использование в международных расчетах векселя и чека обусловило потребность в унификации материального и коллизионного права, регулирующего применение этих важнейших инструментов кредитно-расчетных отношений. Созданию единого вексельного закона была посвящена проходившая еще в начале века Гаагская международная конференция, которая завершила свою работу подписание представителями 29 государств, включая Россию, конвенции об унификации права, касающегося переводных и простых векселей, и единообразного устава (в силу не вступили).
Успешные шаги в направлении унификации вексельного права были сделаны в 1930 г., когда на Женевской конференции государства-участники подписали Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселях. Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, и Конвенцию о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселей. Первая Конвенция обязала государства-участников ввести в действие на своих территориях единообразный закон о переводном и простом векселе, текст которого составил приложение к Конвенции.
Присоединение СССР к трем названным вексельным конвенциям состоялось 25 ноября 1936 г. Позднее, 7 августа 1937 г., постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение о переводном и простом векселе, которое воспроизвело нормы единообразного закона. Раздел I "О переводном векселе" единообразного закона содержит правила о составлении и форме переводного векселя, об индоссаменте, авале, о предъявлении векселя к акцепту, платеже по векселю, посредничестве и др.; раздел II — правила, относящиеся к простому векселю.
Коллизионные нормы, включенные в Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 г. сводятся в основном к следующему:
способность лица обязываться по переводному или простому векселю определяется его национальным законом. В случае, если его национальный закон отсылает к закону другой страны, применяется этот последний закон. Лицо, не обладающее способностью обязываться по векселю согласно определенному таким образом закону, тем не менее несет ответственность, если подпись была совершена на территории страны, по законодательству которой это лицо обладало бы такой способностью;
формы обязательства по переводному или простому векселю определяются законом той страны, на территории которой обязательства были подписаны. Если обязательства по этому закону не имеют силы, но соответствуют законодательству страны, где подписано последующее обязательство, это последнее обязательство действительно. Каждое из государств-участников Конвенции имеет право предписать, что обязательства, принятые по переводному или простому векселю кем-либо из его граждан за границей, будут действительны в отношении другого его гражданина на его территории, если только эти обязательства приняты в форме, предусмотренной национальным законом;
обязательства акцептанта переводного векселя или лица, подписавшего простой вексель, подчиняются закону места платежа по этим документам;
сроки на предъявление иска в порядке регресса определяются для всех лиц, поставивших свои подписи, законом места составления документа;
приобретение держателем переводного векселя права требования, на основании которого выдан документ, решается по закону места составления документа;
форма и сроки протеста, а также форма других действий, необходимых для осуществления или для сохранения прав по переводному или простому векселю, определяются законами той страны, на территории которой должен быть совершен протест или соответствующие действия.
В результате проведения кредитной реформы 1930 г. вексель практически исчез из внутреннего оборота, но сохранился во внешней торговле и международных расчетах СССР. Лишь спустя десятилетия, в Положении о ценных бумагах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590, были приведены нормы, относящиеся
к векселю.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР" было предписано впредь до принятия законодательства РСФСР о вексельном праве применять на тер-ритории республики Положение о переводном и простом векселе, составившее приложение к этому постановлению, а также иные, связанные с этим Положением законодательные акты РСФСР в части, не противоречащей постановлению. Тем самым Президиум Верховного Совета РСФСР подтвердил дей-ствие на территории России Положения, принятого в 1937 г.
3 отечественной литературе правомерность принятия такого решения была поставлена под сомнение. Отмечалось: "...Президиум Верховного Совета РСФСР... утвердил Положение о переводном и простом векселе, но в то время он в соответствии с Конституцией уже не имел права издавать нормативные акты, поэтому применение этого Положения с юридической точки зрения ничтожно".
"Возвращение" к Положению 1937 г. состоялось в начале 1997 г. Федеральный закон "О переводном и простом векселе", сославшись на международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из ее участия в Конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселях, 1930 г., установил, что на территории Российской Федерации применяется постановление ЦИК и СНК "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" от 7 августа 1937 г. № 104/1341.
Федеральный закон определил:
по переводному и простому векселю вправе обязываться граждане Российской Федерации и юридические лица Российской Федерации.
Российская Федерация, ее субъекты, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом;
в отношении векселя, выставленного к оплате и подлежащего оплате на территории Российской Федерации, проценты и пеня, указанные в ст. 48 и 49 Положения о переводном и простом векселе, выплачиваются в размере учетной ставки, установленной Центральным банком России, по правилам, предусмотренным ст. 395 ГК РФ об ответственности за неисполнение денежного обязательства;
переводной и простой вексель должны быть составлены только на бумаге (бумажном носителе). Тем самым Федеральный закон исключает бездокументарный простой и переводной вексель;
по требованиям, основанным на протесте векселей в неплатеже, неакцепте нотариусом, в отношении физического лица, юридического лица или индивидуального предпринима-
теля выдается судебный приказ и производится исполнение по правилам, предусмотренным главой II и разделом V ГПК РСФСР.
Со дня вступления в силу Федерального закона "О переводном и простом векселе" признано утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР".
Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях, 1930 г., основывалась на вексельном законодательстве стран романо-германской правовой системы. Она позволила осуществить унификацию вексельного права не только на европейском континенте, но и в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Вместе с тем США, Великобритания, иные страны common law к этой конвенции не присоединились. "Принятие единообразного закона не разрешило основную проблему унификации вексельного законодательства, — а именно, принципиальных различий в правовом регулировании вексельных отношений в англо-американском и континентальном праве.... Последствием этого стал отказ от присоединения к Женевской конвенции Великобритании, ее доминионов, США, а также ряда государств, чье вексельное законодательство основывалось на английском законе о переводных векселях 1882 г.". Ограниченный характер унификации не мог не побуждать к новым шагам по более широкой международной унификации вексельного законодательства. Усилиями ЮНСИТРАЛ был разработан и Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 г. одобрен проект Конвенции о международных переводных векселях и международных простых векселях. Подписанная 30 июня 1990 г. Советским Союзом, эта Конвенция к настоящему времени в силу не вступила.
Конвенция подлежит применению к международному переводному векселю и международному простому векселю. Международный переводный вексель озаглавлен "Международный переводный вексель (Конвенция ЮНСИТРАЛ)" и содержит в своем тексте слова "Международный переводный вексель (Конвенция ЮНСИТРАЛ)". Двойную метку имеет и международный простой вексель: он озаглавлен "Международный простой вексель (Конвенция ЮНСИТРАЛ)" и содержит в своем тексте те же слова. Международный переводный вексель определяется в Конвенции как переводный вексель, в котором названы, по крайней мере, два из перечисленных ниже пяти мест и указано, что любые два таких места находятся в разных государствах: 1) место выставления переводного векселя; 2) место, указанное рядом с подписью векселедателя; 3) место, указанное рядом с наименованием плательщика; 4) место, указанное рядом с наименованием получателя; 5) место платежа. Предполагается, что место выставления векселя либо место платежа названо в векселе и что такое место находится в Договаривающемся государстве. Международным простым векселем Конвенция именует вексель, в котором названы, по крайней мере, два из перечисленных ниже четырех мест, и указано, что любые два таких места находятся в разных государствах: 1) место выставления векселя; 2) место, указанное рядом с подписью векселедателя; 3) место, указанное рядом с наименованием получателя; 4) место платежа. Предполагается, что место платежа названо в векселе и что такое место находится в Договаривающемся государстве.
Восприятие Конвенцией основных систем вексельного законодательства носит компромиссный характер. В одних случаях Конвенция следует правилам единообразного закона, в других — отражает традиции англо-американского права, в третьих — идет своим путем.
Конвенция не применяется к чекам (п. 3 ст. 1). В отличие от английского закона о переводных векселях Конвенция не рассматривает чек как разновидность переводного векселя.
Унификация правового регулирования чекового обращения реализована в Женевских чековых конвенциях 1931 г. СССР не был участником этих Конвенций, не является их участником и Российская Федерация.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. было Утверждено Положение о чеках. Верховный Совет РСФСР постановлением от 13 февраля 1992 г. утвердил новое Положениє о чеках, соответствующее требованиям единообразного чекового закона. Федеральным законом "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" это Положение с 1 марта 1996 г. признано утратившим силу. Основные положения Женевской чековой конвенции нашли отражение в ст. 877—885 FK РФ, регламентирующих общие положения расчетов чеками, реквизиты чека, порядок его оплаты, передачу прав по чеку, гарантии платежа, инкассирование чека, удостоверение отказа от оплаты чеками, извещение о неоплате чека, последствия неоплаты чека.